Какие инструменты помогут предпринимателю оценить жизнеспособность бизнес-идеи и увеличить доходность работающего бизнеса? Один из таких инструментов - шаблон бизнес-модели. Я ценю инструмент за простоту, наглядность и эффективность. Его суть в построении схемы, описывающей основные элементы и взаимосвязи будущего бизнеса, как все будет устроено и почему будет доход. Инструменты бизнес-моделирования рекомендуем применять как можно раньше, на этапе принятия решения о начале бизнеса. Опыт подтверждает, что качество проработки идея бизнеса, при наличии уверенности в спросе на рынке, повышает вероятность финансового успеха. Рекомендую начинать работать над шаблоном бизнес-модели со специалистом по управлению бизнесом. Узнать условия сотрудничества легко - напишите в Чат-консультант
Обе модели содержат информацию о:
- собственно о вашем продукте:
- основных сегментах покупателей продукта:
- каналах доставки продукта к покупателям:
- доходах и расходах:
Бизнес-модели отличаются тем, что в одном варианте (Lean canvas) требуется прояснить проблемы потенциальных клиентов и найти для них решение. Это решение и будет продуктом, приносящим доход. Поэтому эту модель чаще используют для уникальных, инновационных бизнес-идей.
Вторая модель, в отличие от первой, предполагает, что с проблемами и решениями вы уже разобрались на предыдущем этапе, сформировали оптимальную продуктовую линейку и приступили к анализу условий функционирования бизнеса, в схеме для этого предусмотрено четыре поля:
1.ключевые ресурсы
2.поставщики и партнеры
3.технологическая платформа
4.инфраструктура.
Этот подход более универсален, подходит как для уникальных продуктовых предложений, так и для выяснения способов выживания на насыщенном рынке.
Принимая решение о начале своего дела, с помощью предложенных шаблонов бизнес-моделей проще решить, как именно начать бизнес: с нуля, купить франшизу и построить по образцу, купить готовый и продолжить чье-то дело.
Файлы скачать здесь: Канвас, Остервальдер
Как правило, заполнив все данные об интересующем бизнесе или франшизе, становится ясно, что для принятия решения о старте требуется дополнительная информация. Причем продавцы бизнеса ее не расскажут, франчайзеры потребуют дополнительных вложений . Скорее всего, информацию необходимо будет собирать самостоятельно. Работать с прилагаемыми шаблонами можно как в файлах на компьютере, так и записывая каждый анализируемый параметр на стикере и размещая на заранее подготовленном шаблоне.
Большинство отечественных бизнес-инкубаторов, акселераторов и прочих структур, развивающих предпринимательство, используют бизнес-модели для при построении бизнеса. Lean canvas изучается более чем в 200 университетах мира.
- когда запускаем новый продукт. Понимание цепочки элементов создания добавленной стоимости ускоряет нахождение и замену проблемного элемента.
- когда есть дефицит ресурсов. Так, если ваш ключевой ресурс уникальное сырье, то при увеличении цен поставщика потребуется найти другие статьи экономии.
- когда делаем рекламную компанию и готовим презентацию. Когда все ценности продукта разложены по полочкам и формулировки просты и понятны, продажи растут!
Итак, с бизнес-моделью проще планировать и действовать. Когда есть понимание, на каком квадрате поля остались белые пятна, приходит понимание и того, что надо делать. На старте инструмент помогает даже в распределении полномочий в команде.
Дополнительную информацию можно прочесть в книгах авторов:
Эш Маурья, в книге Running Lean: Iterate from Plan A to a Plan That Works (Lean (O'Reilly))
Александр Остервальдер, Ив Пинье: Разработка ценностных предложений
Александр Остервальдер, Ив Пинье : Построение бизнес-моделей
Управляющий партер ООО "Оскорд-аудит"
25 июля 2017 года