+7 (495) 505-02-71
Вы предприниматель или у вас организация? Оптимизируйте бизнес-модель, делегируйте рутину и зарабатывайте больше!
 

Новое в пенсионном обеспечении в России с 2015 года

Пенсионная система России, действующая до 2015 годы, была основана на принципе солидарности, то есть выплаты нынешним пенсионерам производились за счет взносов работающего населения. Мировая практика показывает, что рано или поздно такая система приводит к ее кризису, что и происходило в России на протяжении последних десяти лет.

Новая пенсионная система основывается на более прогрессивной «накопительной» модели, когда работающее поколение платит взносы, которые не расходуются полностью на выплаты пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

Новая пенсионная система распространяется на тех граждан, которые начнут трудиться с 01.01.2015 и будет двухуровневая: единая трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную. Страховая часть пенсии, как и прежде, будет формироваться за счет страховых взносов работодателей от фонда оплаты труда в размере 10 % от 22%. О том какие изменения произошли с 2016 года в кадровом учете читайте в статье "Какие изменения в кадровом учете.."

Для расчета страховой пенсии по новым правилам вводится понятие «пенсионный балл» - каждый год трудового стажа с 2015 года будет оцениваться в баллах или коэффициентах. Количество насчитанных баллов за год трудовой деятельности будет зависеть от общего трудового стажа, возраста выхода гражданина на пенсию; уровня официальной зарплаты, а также от того, отчисляются ли средства на накопительную часть пенсии или гражданин отказался от нее в пользу увеличения страховой. Дополнительно баллы будут начисляться за нестраховые периоды жизни человека (нахождение в отпуске по уходу за ребенком, уход ха ребенком – инвалидом, прохождения срочной службы в армии, уход за гражданином старше 80 лет).

Минимальный размер «пенсионный балл» будет составлять 30 баллов, но не сразу. В 2015 году для назначения пенсии достаточно будет набрать 6,6, баллов, а вот в 2024 году уже как минимум 30 баллов, иначе гражданин останется без пенсии. При этом, к 2024 году обязательным требованием станет стаж в 15 лет (на сегодняшний день - достаточно иметь трудовой стаж 5 лет).

Пенсионный возраст остается прежним: для женщин это 55 лет, для мужчин – 60 лет. Однако, за более позднее обращения за пенсией (не более 10 лет в общей сложности) страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. В настоящий момент в пенсионном фонде не определен порядок «более позднее обращения за пенсией». Поэтому по рекомендации сотрудников пенсионного фонда, если гражданин желает обратиться за пенсией позже достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, он все равно, не позднее 4 месяцев до этого срока, должен обратиться в территориальный пенсионный фонд по месту жительства и заявить о своем праве.

Сохраняться «досрочные» пенсии, пенсии по выслуге лет, многодетным матерям и родителям детей-инвалидов

Размер максимальной пенсии по новой пенсионной формуле будет рассчитываться следующим образом: А*B+C+d, где

  • А – пенсионные баллы, их количество будет зависеть от трудового стажа, официальной зарплаты и возраста выхода на пенсию, за каждый год работы можно получить максимум 10 баллов.
  • B – стоимость личного пенсионного балла, в 2015 году он будет стоить 64 руб. 10 коп, в последующие годы будет устанавливаться ежегодно федеральным законом и увеличиваться в зависимости от доходов Пенсионного фонда РФ, но не выше уровня официальной инфляции.
  • С – это фиксированная выплата, по аналогии с действующим ныне фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии по старости. В 2015 году он будет 3935 рублей ежемесячно. Далее будет устанавливаться ежегодным федеральным законом и увеличиваться в зависимости от доходов Пенсионного фонда РФ, но не выше уровня официальной инфляции.
  • d – это накопительная пенсия, данная часть будет формироваться по выбору гражданина. С 2015 года накопительная часть перестанет быть частью трудовой пенсии и превратится в самостоятельный вид пенсии. Для тех, кто родился до 1967 года эта составляющая будет равна нулю

Размер страховой пенсии нынешних пенсионеров будет так же пересчитан в соответствии с «личными баллами», но не может быть меньше, чем размер их трудовой пенсии полученной на 31.12.2014.

Для тех граждан, которым на 01.01.2015 от 50 до 52 лет, пенсия будет определяться в основном по законодательству, которое действовало до 01.01.2015.

Что касается накопительной части пенсии- в настоящий момент она складывается из страховых взносов в размере 6 % из 22 % перечисляемых работодателем от заработной платы работника и плюс доход от инвестирования этих средств пенсионным фондом. Здесь следует отметить, что граждане, родившиеся до 1967 года и старше, не имеют право на накопительную часть пенсии. А те, которые имели на нее право, должны были определиться с ее размещением до 01.01.2014 (разместить в негосударственном пенсионном фонде, частной управляющей компании или отказаться от нее в пользу страховой пенсии).

В других странах так же используются различные модели пенсионной системы: государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и прочие варианты, которые построены по «накопительной» или «распределительной» схеме. Как правило, для безбедного существования пенсионера «базовых» государственных выплат недостаточно, поэтому наибольшая доля в пенсионной системе развитых стран приходиться на добровольное страхование, которое складывается из поступлений от работодателей и работников, так называемые корпоративное и частное.

Так, в Германии пенсионное обеспечение представлено в трех видах: государственное, корпоративное и частное. Под государственное страхование попадают граждане, чей ежемесячный доход до вычета налогов не превышает €3.900. Государство поощряет корпоративное пенсионное обеспечение, формирование которого происходит как за счет добровольных отчислений работодателей, так и самих работников. Компании либо самостоятельно по согласованию с профсоюзом создают накопительный фонд для своих сотрудников, либо заключают договор с банком. В настоящий момент, наиболее популярно частное пенсионное обеспечение, которое предпочитаю граждане имеющие доход выше €3.900, либо не работающие по договору найма. Форм частного пенсионного страхования различны, наиболее популярны их них пенсионное страхование через банковскую систему, страхование жизни, фондовое страхование и другие.

В России пока слабо развито частное пенсионное страхование. Одной из попыток привлечь средства граждан в качестве добровольного страхования будущей пенсии является Программа государственного софинансирования пенсии, согласно которой граждане ежегодно вносят в Государственный пенсионный фонд не менее 2 тыс.руб., но не более 12 тыс.руб. и эти средства направляются в его накопительную часть. Гражданам, участвующим в программе софинансирования страховой части пенсии, государство предоставляет право получить социальный налоговый вычет (13%) от суммы фактически перечисленных средств

Самые рискованные россияне заключают договоры о пенсионном обеспечении с Негосударственными пенсионными фондами либо договоры страхования жизни с банками и формируют будущую пенсию за счет собственных средств.

В заключении хотелось бы сказать, что в мире не существует идеальной пенсионной системы, единственным способом обеспечить действительно достойную старость – зарабатывать и откладывать себе деньги всю жизнь, ни на кого не надеясь, в том числе на государство. А кто не способен заранее позаботиться о собственном материальном обеспечении в преклонном возрасте - как говорят немцы, 'selber schuld' (сам виноват).